Раздался колокольный звон.
За перебором я услышал
О прошлом задушевный стон,
Которого уж не увижу.
Раздался колокольный звон,
И сожалеть о прошлом поздно.
Звучит мотив со всех сторон,
В душе, так, невозможно слёзно!
Прилуцкий С., 2006 год

Кафедральный собор Вознесения Господня (новый). Спасо-Вознесенский собор великолепно просматривается со многих точек. Это настоящая архитектурная жемчужина. Любоваться его устремлённостью к небу, сияющими синими стенами с белым барочным «кружевом», золотыми главами можно бесконечно.

А расположен он на перекрёстке улиц Минаева и 12 Сентября — самых оживлённых магистралей Ульяновска.

На территории сразу два храма. Малый — уютный, деревянный. Тут хорошо крестить деточек. Большой — величественный, основательный. Огромное помещение, гулкое пространство с великолепной акустикой, иконы, фрески.

С улицы прихрамовое здание из красного кирпича смотрится очень респектабельно. Это, по сути дела, говоря современным языком, кластер*, где объединены и храмы, и административные церковные здания, и воскресная школа, и детская площадка, и лесопарковая зона с памятными камнями о существовавших в Симбирске когда-то церквях и храмах, и газоны с цветниками среди лип, берёз и ёлок вдоль вымощенных дорожек, которые плавно спускаются к Свияге.

*Кластер (градостроительство) — территориальное образование внутри мегаполиса, представляющее собой относительно автономную единиц).

Отсюда открывается великолепный панорамный вид на Засвияжскую сторону, где к реке прислонились новые многоэтажные здания. Сам храм, хоть и находится в плотно застроенном и заселённом месте города, выглядит  вольготным и основательным.

Из истории Вознесенской церкви в Симбирске.

Первая Вознесенская приходская деревянная церковь была выстроена через несколько лет после основания города. Она возвышалась среди жилой застройки Московской слободы к западу от Симбирского кремля. Просуществовала эта церковь недолго. Уже в 1694 году на том же месте, возле Вознесенских ворот Симбирского кремля, вместо обветшавшего и маловместительного храма был поставлен новый деревянный храм с двумя престолами: в честь Вознесения Господня и Рождества Богородицы. Эта церковь простояла более тридцати лет. В 1729 году казанский митрополит Сильвестр разрешил заменить деревянную церковь каменным двухэтажным трёхпрестольным храмом с главным престолом опять же в честь Вознесения Господня.

Новую каменную церковь строили очень быстро (в 1731 году она была закончена и освящена), но эта поспешность привела к тому, что в сводах церкви появились опасные трещины, и её пришлось временно закрыть.

В истории храма начался длительный период ремонтов и перестроек.

Только в 1769 году работы по реставрации храма завершились освящением всех его престолов. В своём первоначальном виде церковь являлась типичным образцом позднего московского (нарышкинского) барокко.

В таком виде храм существовал относительно недолго, и уже в начале XIX века начались новые ремонты и перестройки, целью которых было не столько укрепление сводов (их скрепляли изнутри железными полосами), сколько расширение храма за счёт трапезной и боковых приделов к ней. Одновременно (с 1806-го по 1829 год) велось строительство огромной каменной колокольни. Она имела три яруса и завершалась высоким шпилем.

26 июня 1844 года церковь была возведена в ранг собора.

После этого по проекту, утверждённому 29 мая 1847 года, храм был снова значительно расширен за счёт новых пристроев с западной стороны. В 1859 году была надстроена колокольня, шпиль на которой заменили золочёной главой.

В страшный пожар 1864 года Вознесенский собор пострадал менее других симбирских храмов и вскоре был полностью восстановлен. Однако два десятилетия спустя вновь дали о себе знать старые «раны»: в сводах и стенах стали появляться трещины.

В 1899 году симбирским архитектором Николаем Александровичем Розетти был разработан новый проект перестройки собора. На месте разобранной восточной части храма в 1900–1904 годах возвели грандиозное сооружение в так называемом русском стиле. Именно эта богато украшенная краснокирпичная громада, увенчанная гигантской луковицей, стала в начале XX столетия главным символом обновления старинного города.

Обновлённый собор, заново освящённый в 1906 году, оставался действующим до 1920-х годов.

В 1930-х годах храм был полностью разобран. На его месте в послевоенные годы был устроен скверик. В 1965 году в нём установили памятник И.А. Гончарову.

С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви, отца Алексия Скалы, началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор.

В качестве прототипа избрали один из старейших соборов Симбирска – Спасо-Вознесенский, который стоял на углу нынешних улиц Гончарова и Ленина, там, где сейчас Гончаровский сквер.

Это был маленький храм в стиле нарышкинского барокко.

Вокруг храма, способного вместить две тысячи человек, предусмотрели строительство всей необходимой инфраструктуры. В комплекс вошли административные здания с воскресной школой, музеем, Братством святого Андрея Блаженного, домом для священников, мастерскими, гаражами.

В день праздника Вознесения Господня – 9 июня 1994 года – состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень.

В 1995–1996 годах вырыт котлован будущего собора, забиты сваи, сделан ростверк. Но случился дефолт, и строительство было приостановлено.

Строительство было возобновлено в 2006 году благодаря значительным усилиям Алексия Скалы и содействию ульяновского губернатора Сергея Морозова.

Всё делалось силами местных специалистов. Много проблем связано с кладкой – она сложная из-за пластики фасада собора. Необходимо было делать «перевязку» каждого ряда кирпичей. В соборе основные конструкции арочные.

Арок из кирпича никто в городе со времён царизма не делал, и рассчитывать их почти никто не умел. Замечательный ульяновский конструктор Иван Григорьевич Попов сумел рассчитать для строителей эту конструкцию.

Полуарки из керамзитобетона изготовили на заводе ЖБИ-1. Все иконы написаны в Ульяновске, здесь же вырезали иконостас. А как шеститонный колокол работы уральских литейщиков в колокольню завезти, подсказал Игорь Юрьевич Кочергин из «Гипротрансмоста». Краном! Когда колокол подавали, с боков по сторонам проёма колокольни оставалось всего по пять сантиметров. Крановщик исключительно точно его туда поставил.

Силами ульяновских умельцев проводились и отделочные работы. Позолоту на детали декора и лепнину наносили в одном из ульяновских храмов. Работа эта очень кропотливая: мастерицы покрывают детали отделки грунтом, затем специальным лаком, а тончайшие лепестки сусального золота наносятся с помощью специальной кисточки.

Одно из красивейших и торжественных украшений нового храма – тронное место. Изготовили его в мастерской Свято-Троицкого Братства в городе Щигры. Оно разместилось в алтаре Спасо-Вознесенского собора.

Ещё работы шли полным ходом, а в храме в праздничные дни уже проводились службы. Первую Божественную литургию в кафедральном соборе митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил 10 декабря 2014 года, в день памяти Блаженного Андрея Симбирского Чудотворца.

Прокрутить вверх