Мелекесский район, с. Лебяжье, храм Рождества Христова
Какое роскошное имя у села, что находится в Мелекесском районе Ульяновской области России. ЛЕЕЕЕБЯЖЬЕ, как прикосновение к тёплой подушке на бабушкиной печке. Доброе название. Откуда оно произошло? И как появилось это село, уютно расположенное в восточной части Левобережья, в лесостепной зоне среди полей и лугов, на просторах Низкого Заволжья, где-то примерно в 7 километрах к востоку от реки Большой Черемшан?
Первые упоминания идут от времён Пугачёвского восстания, когда Лебяжье (Рождественское) упоминается в исторических документах.
В данном случае речь идёт о Христорождественской церкви в с. Лебяжье Ставропольского уезда в клировой ведомости за 1849 год.
«Клировыми ведомостями» назывались официальные документы, которые составлялись в каждом храме для церковного начальства и в которых была представлена подробная информация о его служителях и приходе. Это были важнейшие документы, на основании которых в консистории решались практически все вопросы, касающиеся приходов и церковно-священнослужителей.
14 сентября 1773 года из с. Лебяжье выступил небольшой отряд лебяжинских крестьян с Василием Торновым во главе и направился к Оренбургу в стан мужицкого царя Емельяна Пугачева. Крестьянская война 1773-1775г.г в Поволжье оставила в жизни лебяжинских крестьян след на долгие годы.
Первую деревянную церковь в Лебяжье построили в 1745 году на средства прихожан. Таким образом можно сделать предположение, что село Лебяжье существует с начала 18 века, а, возможно, и ранее.
В 1846-1847 гг. церковь была перестроена на каменном фундаменте и вновь освящена 05.06.1848 г. Церковь не отапливалась, не было ни печей, ни труб. Престол в церкви был один во имя Рождества Христова, холодный. Было принято решение о строительстве нового храма, так как русское село основательно выросло и в 1897 году население его составляло 3090 душ обоего пола. К тому же здание деревянной церкви было малой вместимости (всего 450 человек), да еще и холодное и обветшавшее. По штату храма полагалось 2 священника, один дьякон и псаломщик. При церкви имелись дома для священнослужителей, также деревянные (в настоящее время не сохранились).
В бумагах канцелярии епископа Самарского и Ставропольского от 16 июля 1900 г. есть такая запись: храмы удовлетворяют потребностям населения, кроме сел: Лебяжье…
Было принято решение о строительстве нового каменного храма Рождества Христова вместимостью более 1000 человек. Церковь, предполагается, поставить «кораблем», то есть вытянуть по одной оси с востока на запад алтарь, собственно храм, трапезную и колокольню, кроме того к храмовой части сделать два боковых придела.
Автора проекта Христорождественской церкви выяснить не удалось, возможно, это проект по какому-то «образцу».
В 1902 году проект был утвержден строительным отделением Самарского правления. Техническое наблюдение «за работами» на церкви принял на себя Самарский Епархиальный архитектор Тадеуш Северинович Хилинский.
Сохранилась его записка:
«1902 года 2 дня, Я, нижеподписавшийся, даю настоящую подписку в том, что принял на себя наблюдение с ответственностью в техническом отношении за правильность и прочность работ по постройке каменой церкви в с. Лебяжье Самарской губернии Ставропольского уезда, при чем обязуюсь с начала и конца работ доносить в Самарское Губернское управление.
Самар. Епархиальный архитектор Хилинский».
Хилинский Т.С. состоял в должности Самарского Епархиального архитектора более 23 лет. С 1887 года он занимался составлением проектов церквей на территории Самарской губернии. Под его наблюдением возводились «Самарские кресты» (тюремный замок) в Самаре, а также автор проектов винокуренного завода, зданий магазинов, которые до сих пор сохранились в Самаре. Скончался Самарский губернский инженер, статский советник Хилинский Т.С. 24.10.1905 года от чахотки.
Каменный Христорождественский храм был заложен в с. Лебяжье 21.07.1902 г. в нескольких метрах от старой деревянной церкви.
20.08.1906 года новый храм был построен, а 14.12.1908 года освящён.
В 1930 храм закрыли, и до 1987-1988 года там был хозяйственный склад. Живы ещё люди, которые помнят рассказы очевидцев о том, как пытались снести храм. Но не получилось даже крест сломать, хот и тянули его тросом, прицепленном к трактору. Так и простояла церковь с погувшимся крестом до самого её восстановления.
В 1988 году церковь начали ремонтировать и реставрировать. Залили бетонную стяжку 1.5 метра толщиной, чтоб здание не «расплывалось». Сейчас это действующий храм, в нём ведутся службы, есть священник отец Дмитрий.
А комплекс зданий церкви сторожки и Центр духовного развития включён в список культурного наследия памятников истории и культуры.
В воскресной школе занимаются 25 детей всех возрастов. Сбалансированная церковно-светская программ. Школа занимает второе место про величине после городских.
Недавно пронёсшийся ураган снёс часть железной крыши. Но её быстро восстановили. Сама церковь очень просторная с великолепной акустикой. При храме есть подсобное хозяйство с поросятами и курами. Сама территория большая. Ухоженная могила игумена Иоанна Нестеровича, первого основателя отреставрированного храма.
Сейчас Лебяжье, это административный центр Лебяжинского сельского поселения, в который входят 7 населённых пунктов: 5 сёл и 2 деревни.
деревня Аврали;
село Аллагулово;
деревня Куликовка;
село Приморское;
село Сабакаево. Происходит это название от татарского слова «Сабак»- школа.
В Лебяжье есть детский сад «Лебёдушка», и в том-же здании расположена школа.
Есть фельдшерский пункт (кабинет участкового врача, если быть точным).
В Лебяжье имеется несколько магазинов, небольшие предприятия. Село газифицировано, центральные дороги асфальтированы.
Памятник Великой Отечественной в центре села рядом с храмом Рождества Христова.
Сейчас село Лебяжье это центральное село Лебяжинского сельского поселения, где живёт более 4 тысяч человек. В селе есть небольшой частный животноводческий комплекс. Функционирует лесопилка. Но, в основном, люди занимаются сельским хозяйством, выращивают зерновые, овощи, а так-же развивается скотоводство.
В настоящее время Комитетом Ульяновской области по культурному наследию организована государственная историко-культурная экспертиза для обоснования включения памятника истории и культуры «Ансамбль Христорождественской церкви» в реестр объектов культурного наследия народов РФ и определения его историко-культурной ценности.